Поп-пирайт: кому принадлежат авторские права на песни популярных исполнителей недавнего прошлого

Назад
Поп-пирайт: кому принадлежат авторские права на песни популярных исполнителей недавнего прошлого

Зачастую вопросы авторского права на те или иные произведения особенно остро встают, когда автор уходит из жизни. Новостные ленты пестрят заголовками об очередном скандале между наследниками известных музыкантов и композиторов, издатели судятся с частными лицами, а публика обсуждает, кто и сколько получает за творчество тех, кого нет в живых. Увы, но практика показывает, что уход артиста обычно становится красной тряпкой для желающих устроить дележку. Разбираем на примерах.

Вводная часть

Когда речь идет о наследии музыкантов и композиторов прошлого, то мало у кого возникают вопросы об авторских правах, скажем, на произведения Моцарта или Михаила Глинки. Многие знают, что их произведения по истечении срока, установленного законодательством разных стран, получили статус общественного достояния. А потому обращаться с ними можно свободно и в любых целях. Но как обстоят дела с творчеством современников, которые ушли из жизни относительно недавно. Кому принадлежат авторские права ушедших кумиров? Этот вопрос интересует многих. На нескольких характерных примерах посмотрим, что происходит с авторскими правами, когда автора уже нет, а его произведение всё еще пользуется коммерческим успехом.

Народный артист

Владимир Семенович Высоцкий по праву считается самым народным артистом своего Отечества. Речь не только о бешеной популярности актера, поэта, автора и исполнителя, которая была у Высоцкого как при жизни, так и после смерти, но и в собственном отношении артиста к славе и творчеству. Не секрет, что сам Владимир Семенович считал себя в первую очередь поэтом, и самой большой болью для него было нежелание властей, а с ними и издателей, признавать его официально: печатать, выпускать пластинки, использовать музыку в фильмах. Цензура считала Высоцкого слишком “опасным”, чтобы нести его Слово в народ. Но народ брал его сам - как и сколько мог.

Вряд ли вопрос авторских прав на песни Высоцкого стоял для самого автора. Он, скорее, был ярым противником копирайта в коммерческом смысле. Своими выступлениями артист зарабатывал достаточно, чтобы не думать о распространении своих песен на катушках и пластинках - он просто хотел видеть их выпущенными в своей стране. Справедливости ради, стоит отметить, что несколько пластинок были изданы в СССР при жизни Высоцкого, благодаря стараниям отдельных лиц и фирмы грамзаписи “Мелодия”. Большая же часть дисков до 1980 года выходили за рубежом - в основном во Франции посредством обширных знакомств третьей супруги поэта Марины Влади.

Год смерти Высоцкого стал началом бесславной истории борьбы его наследников с многочисленными попытками присвоить память и творчество артиста. Официально права на песни Высоцкого принадлежат его ближайшим родственникам: матери, двум сыновьям и последней супруге. К моменту узаконивания этих прав слава поэта и певца распространилась далеко и широко за пределы Советского Союза, равно как и многочисленные его записи, стихи, фотографии и даже личные вещи. Первые деньги за творчество поэта наследники получили в 1989 году - государство передало родственникам отчисления за изданные еще при жизни Высоцкого книги и пластинки.

С 1995 года начинается череда судебных исков по делам о защите авторских прав на произведения поэта. В ответчиках в разные годы были печально известное АО “МММ”, молодой на тот момент телеканал ОРТ, один из первых в России лейблов Moroz Records… Список, скорее всего, будет продолжаться и мы периодически будем читать о новых делах из серии “Наследники Высоцкого vs пираты”. Слишком уж сильна народная любовь к артисту, а соблазн заработать на его имени велик. А может быть, дело именно в том, что Высоцкий был настолько любим, что в сознании людей и творчество его принадлежит всем. Но с этим не согласны, как наследники Высоцкого, так и закон.

Занятный факт. Одно из ранних судебных дел было наследниками поэта проиграно по причине юридической неточности. Получая по наследству права на песни Высоцкого, родственники не стали закреплять свои доли за конкретными песнями. Это дает возможность желающим использовать произведения артиста договориться с кем-нибудь одним из числа наследников, в то время как согласия остальных не потребуется. Что и было использовано ответчиком по иску, который суд отклонил.

И еще один полуфакт, ставший достоянием общественности. В 2021 году журналисты сообщили о том, что Высоцкий при жизни продал права на три своих песни Ярославской филармонии. В качестве доказательств называются фрагменты писем поэта. Правда, спустя почти два года эта история продолжения не получила, никаких официальных подтверждений об изменении статуса авторских прав на композиции Высоцкого не было.

Замкнутый круг

Еще один яркий представитель авторской песни на русском языке - знаменитый шансонье Михаил Круг - в вопросах авторского права при жизни; был чуть более продвинутым. По крайней мере, понимал суть пиратства и не одобрял людей, наживавшихся на его имени. Однако сегодня авторские права на песни Круга приносят правообладателям немалый доход. Правда, ни вдова исполнителя, ни его сестра распространяться об этом не любят и говорят, что размер отчислений не соответствует масштабу популярности их звездного родственника, но некоторые аналитики отмечают, что тиражи покойного певца позволяют безбедно жить как его наследникам, так и собственникам лейбла, в каталогах которого немало песен шансонье.

United Music Group - рекорд-лейбл, организованный путем слияния трех звукозаписывающих компаний. В их числе была “Классик Компани”, которой принадлежали права на песни Круга. Сегодня UMG довольно успешно продает записи артиста на онлайн-сервисах типа “Яндекс.Музыка” и iTunes.

Ты права, Катюша

Отдельного внимания заслуживают песни, которые у нас принято считать старыми или народными, хотя и у них есть свои авторы. Например, одна из самых популярных военных песен “Катюша”, которую знают без преувеличения во всем мире. Она была написана в 1938 году и, видимо, это сбивает с толку многих нерадивых издателей и частных лиц, считающих песню общественным достоянием. Это ошибка.

Авторские права на “Катюшу” принадлежат родственникам легендарного композитора Матвея Блантера, который и создал песню вместе с поэтом Михаилом Исаковским. Наследники Блантера заключили договор с Российским авторским обществом, поэтому РАО ревностно следит за соблюдение авторских прав на песню. Тем не менее, “Катюшу” можно часто услышать не только на домашних застольях, но и в общественных местах. Поскольку законодательство разрешает частичное использование произведений в целях, например, просвещения или благотворительности, то “Катюша” как образец военно-патриотического и историко-культурного наследия целого народа неизменно занимает свое место во всевозможных праздничных концертах и выступлениях.

Вот это кино

Виктор Цой чем-то похож на Владимира Высоцкого: такой же оригинальный артист, такая же безграничная народная любовь и такое же отношение к авторским правам на свои произведения. По отзывам современников Цоя, солист группы “КИНО” никогда особо не интересовался гонорарами и тем более юридическими тонкостями творческого процесса. Даже когда группа собирала стадионы, а ее фронтмен обрел культовый статус.

Зато смерть кумира запустила маховик дележки на полную мощность, и вопрос “Кому принадлежат права на песни Цоя и группы “КИНО”?” по существу решился не так давно - всего пять лет назад. В 2017 году Мосгорсуд аннулировал действовавший аж с 2011 года договор между сыном музыканта и частной компанией “Музыкальное право”, которой принадлежит лейбл Moroz Records.

История дележки прав на песни Цоя насчитывает порядка 30 лет и десятки действующих лиц - от покойного продюсера Юрия Айзеншписа до владельцев того же Moroz’а. Началом затяжного процесса стал договор между вдовой Виктора Марианной Цой, которая передала права на песни Цоя лейблу Александра Морозова. Отчисления с них получали и сама вдова, и сын артиста. Он-то и заключил в 2011 году новый договор с “Музыкальным правом”, которое вплоть до решения суда распоряжалась правами на песни Цоя, но, как выяснилось, с частыми нарушениями и не в пользу наследников артиста. Эта ситуация разрешилась в пользу отца и сына музыканта, но проблемы на этом не зкаончились.

В 2021 году представители Moroz Records подали иск против наследников Цоя с требованием взыскать с них более 10 млн рублей. Аннулирование договора, по мнению лейбла, означает, что родственники музыканта обязаны вернуть полученные отчисления. Этот процесс еще не закончен, но юристы слабо оценивают шансы Moroz Records, ведь аннулирование договора фактически может означать, что вся продукция, выпущенная лейблом в рамках его исполнения, является пиратской. А это гораздо большие деньги, чем те, что лейбл требует от наследников Цоя.

В этой истории было еще два небольших, но характерных эпизода. Бывшие участники группы “КИНО” подавали иски сначала к Марианне Цой, а затем и к лейблу Moroz. Оба раза суд встала на сторону ответчиков, поскольку закон весьма неоднозначно трактует понятие аранжировки и сопутствующих ему прав, отдавая предпочтение автору оригинального произведения. Авторство слов и музыки песен “КИНО” музыкантами не оспаривалось.

Неласковый май

Разбирательства из-за авторских прав на популярные произведения недавнего прошлого стали для российского шоу-бизнеса недоброй традицией. И одной из самых долгих и неприятных историй можно считать тяжбы между покойным ныне солистом группы “Ласковый май” Юрием Шатуновым и бывшим продюсером группы Андреем Разиным.

Трагическая смерть кумира 90-х наступила спустя всего неделю после того, как суд постановил забрать исключительные авторские права на песни “Ласкового мая” у Разина. Но даже уход артиста не повлиял на позицию продюсера, который заявил, что решение не имеет юридической силы, так как правообладатель действует в юрисдикции США.

В этом противостоянии мало фактов и много слухов, сплетен и недомолвок. По словам автора песен группы Сергея Кузнецова, в далеком 1992 году он передал права Разину, а тот в свою очередь закрепил их официально - решением суда - в 2005-2006 годах. Позже продюсер продал права на песни “Ласкового мая” некоему ООО “Честная музыка”. Кто и кому передавал эти права в дальнейшем, и как правообладатель оказался в конце концов в США, остается загадкой.

Ясно одно: даже смерть любимого артиста не поставила в этой истории точку. Теперь за авторские права наверняка будут бороться наследники Юры Шатунова. И сколько подробностей еще всплывет в этой и без того не очень красивой истории, остается только догадываться.

Дружба ценой в миллионы долларов

Завершая наш обзор, вспомним случай из практики западных артистов. Тем более, что случай этот во многом примечательный. Речь о том, как Майкл Джексон стал правообладателем песен The Beatles.

Не будем вдаваться в детали - они есть в интернете - сосредоточившись на главных вехах этой истории. В 1969 году издатель “Битлов” продал компанию, которую основал вместе с Ленноном, Маккартни и менеджером группы, медиакорпорации ATV Music. С тех пор музыканты потеряли права на собственные песни. Поэтому вопрос “Почему Битлз продали права на свои песни?” звучит некорректно - их просто не спрашивали.

Спустя почти 20 лет молодая звезда мировой поп-музыки Майкл Джексон, по совету своего друга Маккартни, приобрел компанию ATV Music с их музыкальным каталогом за 50 млн долларов. Он зарабатывал на песнях “Битлов” в течение 10 лет, пока в 1995 году не согласился на слияние своей компании с гигантом Sony. За это Джексон получил порядка 100 млн долларов и потерял расположение Пола Маккартни безвозвратно. Ирония судьбы в том, как жизнь распорядилась авторскими правами на песни самого Майкла Джексона. Певец, купивший права на песни тысяч музыкантов, никогда не хотел продавать собственные. Однако после смерти короля поп-музыки Sony Music полностью выкупила каталоги Майкла, в том числе авторские права на его песни, у наследников Джексона за астрономические 750 млн. Корпорация и по сей день продолжает зарабатывать как на Джексоне, так и на “Битлз”.

Самое интересное, что несмотря на потерю авторских прав еще в 60-е гг. музыканты ливерпульской четверки продолжали получать авторские отчисления, хотя, конечно, это были совсем не те суммы, на которые они могли претендовать.

Право на деньги

Как мы видим, авторские права могут стать причиной колоссальных убытков, непрекращающихся судебных тяжб, громких конфликтов и испорченных навсегда дружеских и родственных отношений.

Пока артисты думаю о том, как сделать свое оригинальное творчество доступным максимальному количеству слушателей, ушлые дельцы ищут способы нажиться на чужом труде. Можно с сожалением констатировать, что подобные истории не имеют никакого отношения к музыке, но когда речь идет о миллионах - неважно, рублей или долларов - которые можно получить или, правильнее сказать, присвоить, то какое уж тут искусство…

0:00

5:30