В суде: как авторы защищают свои права в популярной российской соцсети и почему ВК всегда выигрывает

Назад
В суде: как авторы защищают свои права в популярной российской соцсети и почему ВК всегда выигрывает

Авторские права на музыку в ВК давно стали притчей во языцех. В то время как индустрия планомерно “пересаживает” отечественных меломанов на легальный контент, Вконтакте остается оплотом пиратства, где права на песни и музыку нарушаются даже чаще чем на Ютубе. Как администрация соцсети относится к авторскому праву и почему артисты не любят ВК, разбираемся в нашем материале.

Хорошая идея

Вообще-то последнее утверждение верно лишь отчасти - российские исполнители высоко ценят достоинства площадки. Некоторые из них признаются, что и сами пользуются Вконтакте и даже выгружают свои песни. Возможности платформы по продвижению музыки и впрямь достаточно широки: за пару минут артист может выложить новый релиз на площадку, сделав его доступным миллионам пользователей. Проблема в том, что не все из них знакомы с правовыми основами нашего государства, в частности в вопросах интеллектуальной собственности.

Задуманная как социальная сеть для поиска своих друзей и знакомых, ВК довольно быстро набрала обширную базу пользователей и стала внедрять новые инструменты и технологии, в том числе связанные с контентом. Зарегистрировавшись во Вконтакте, человек смог не только выкладывать видео, музыку, фото, но и пользоваться контентом других пользователей.

Администрация предлагает каждому новому пользователю подписать пользовательское соглашение, в котором вопрос авторского права прописан просто и ясно: ВК заключает с пользователем договор неисключительной лицензии. Человек может публиковать всё, что угодно, и подразумевается, что при этом он не нарушает ничьих авторских прав, а всю ответственность несет единолично.

Плохая реализация

На практике подобная позиция похожа на избитое народное выражение “моя хата с краю”. Ведь в тех же Правилах пользования ВК есть раздел, посвященный нарушением авторских прав на музыку, песни, видео и другие произведения, который гласит:

“Администрация Сайта не вправе принимать на себя функции правоохранительных либо судебных органов и объективно не в состоянии оценить, является тот или иной контент, размещенный на Сайте, законным или нет. В случае возникновения спорной ситуации заявителю следует обращаться в правоохранительные органы и суды” (правила рассмотрения заявлений, связанных с размещением пользователями контента на сайте ВКонтакте).

Примером того, как это работает на практике, можно считать судебное разбирательство между издательством “Эксмо” и администрацией ресурса в 2014 году. Книжный гигант подал иск к ВК за то, что в соцсети опубликовали тексты книг Эрики Леонард Джеймс "Пятьдесят оттенков серого", "Облачный атлас" Дэвида Митчелла и двух романов Юрия Никитина. Суд встал на сторону Вконтакте и в иске отказал, мотивировав это тем, что у издательства на момент подачи заявления не было исключительных прав на вышеуказанные произведения, а сама соцсеть вообще является информационным ресурсом и в отношении публикуемого контента выполняет лишь посреднические функции.

Идеальная защита

Подобных дел с участием Вконтакте было много. И большинство из них площадка выигрывала. Например, два громких процесса о нарушении авторских прав на песни студий грамзаписи “Никитин” и “СОЮЗ”, которые появились в ВК. Сумма к взысканию была достаточно внушительной - порядка 5 млн рублей - и основания тоже выглядели вескими. Но это не помогло лидерам отечественной музыкальной индустрии. Оба раза суд постановил, что публикация песен в ВК не приносит прибыли ни администрации платформы, ни ее пользователям. Кроме того, подчеркивалось, что администрация Вконтакте не получала жалоб от правообладателей на нелегальный контент и не отказывала в его удалении с ресурса. Иными словами, истцы даже не пытались заявить о своих претензиях администрации ВК, а сразу направились в суд.

Те дела закончились для Вконтакте благополучно, но определенные изменения в работе платформы произошли. ВК стала более профессионально подходить к вопросам авторского права на музыку, песни, видео, фото и др. материалы. Например, внедрила собственный аналог Content ID - цифровой сервис “Немезида”, который работает примерно так же, а именно ищет дублирующийся контент. Площадка запустила свой музыкальный стриминговый сервис VKMusic - прямой конкурент Яндекс.Музыки. Здесь уже размещается полностью легальный контент, то есть музыка, с правообладателями которой заключены необходимые соглашения. Да и сами пользователи стали более ответственными и осторожными. Даже проигранное лейблом “Никитин” дело здорово напугало людей: еще бы, получить 6 лет колонии за размещение пары десятков песен никому не хочется. Собственно, ужесточение российского законодательства в части открыто публикуемой информации тоже сыграло свою роль - все эти антифейковые законы, “двушка за репост ВК” и т.п. К авторскому праву на песни это, конечно, не имеет отношения, но профилактический эффект, что и говорить, оказывает.

Кто автор

Что же касается пользовательского контента, то здесь правила ВК особо не отличаются от других социальных сетей и хостингов. Авторское право на музыку в ВК принадлежит автору, пользоваться плодами его творчества могут администрация и другие пользователи, но только в пределах, утвержденных договором неисключительной лицензии. То есть можно слушать и даже репостить понравившийся трек, видеоролик или фотографию, выложенные другими пользователями Вконтакте, но опять же если этот контент легальный и автор дал соответствующие разрешения. Как это проверить - вопрос другой. Администрация ВК ограничивается рекомендациями. Но в случае выявления нарушений, придется доказывать свою правоту: автору - авторство, другому пользователю - правомерность использования произведения.

Тем, кто собирается вести активную творческую деятельность на просторах Вконтакте, можно посоветовать пользоваться распространенной процедурой депонирования, о которой мы подробно рассказывали в гайде по авторским правам. А всем остальным - не пытаться использовать чужой контент в корыстных целях. Ведь у каждого произведения есть автор. А в лицензионных онлайн-библиотеках полно легальной музыки.

0:00

5:30