Синемузыка: как подобрать музыку к фильму, чтобы зритель заслушался

Назад
Синемузыка: как подобрать музыку к фильму, чтобы зритель заслушался

Кино считается самым мощным по своему воздействию каналом общения. Это объясняется тем, что человек воспринимает происходящее на экране визуально и на слух. Чтобы усилить эффект, киноделы максимально используют звуковые эффекты и музыкальное сопровождение. Музыка к фильму давно стала универсальным инструментом, который может создать нужной настроение, темп сцены, раскрыть глубинный смысл или, напротив, отвлечь внимание зрителя, если это нужно режиссеру. Разбираемся, как это работает и есть ли рецепт идеального саундтрека.


Кино нужно слушать


Мы не будем подробно рассказывать об истории развития кино и музыки в нем, остановимся лишь на важнейших этапах. Принято считать, что первым саундтреком в полном смысле этого слова стала музыка к черно-белой ленте «Белоснежка и семь гномов» 1937 года выпуска. Темы из этой сказки полюбились многим зрителям и прочно вошли в историю развития киноиндустрии. Спустя два года вышла еще одна «сказочная» экранизация - мюзикл «Волшебник страны Оз». Заглавная композиция Over The Rainbow на слова Эдгара Харбурга и на музыку Гарольда Арлена в исполнении Джуди Гарленд получила «Оскара» в номинации «Лучшая песня к фильму». Уже тогда стало понятно, что музыкальное сопровождение в фильме – нечто большее, чем фон. И киноделы стали все более активно эксплуатировать этот прием.


В кино стали появляться свои музыкальные звезды, для которых создание саундтреков стало чуть ли не главным делом в жизни. Многие именитые композиторы работали с одними и теми же режиссерами на протяжении нескольких лент, например легендарный Эннио Морриконе, который был одним из главных вдохновителей мастера вестернов Серджио Леоне. Или японец Фумио Хаясака, чья музыка стала фирменным сопровождением главных кинолент его соотечественника Акиры Куросавы. 


Параллельно с появлением музыкальных киногениев на сцену выходят и звезды «традиционной» эстрады – в фильмах звучат песни уже известных исполнителей. Элвис Пресли, Стиви Уандер, Боб Дилан, Фрэнк Синатра – эти и многие состоявшиеся музыканты не только охотно предоставляют свои треки для кинолент, но и пишут треки специально под конкретную картину. И здесь можно перейти собственно к процессу подготовки и отбора саундтрека для очередного фильма.  


Где взять музыку для фильма


В современном кинематографе есть специальные люди, которые занимаются отбором музыки для саундтрека к будущему фильму. На западе их принято называть музыкальными супервайзерами, в России – музыкальными продюсерами или редакторами. Чаще всего это человек, который имел или имеет какое-либо отношение к индустрии – например, сам был музыкантом или композитором, работал на радио или в студии звукозаписи. Но это совсем не обязательно. Иногда на эту должность берут людей с хорошим музыкальным вкусом, насмотренностью – вернее, наслушанностью – и понимающих, как музыка работает с кадром и влияет на визуальное повествование.


Киноиндустрия знает примеры, когда саундтрек частично или полностью составляет сам режиссер. Даже при наличии супервайзера финальное слово остается за автором фильма, поскольку он лучше других понимает, что хочет показать зрителю на экране. Надо сказать, что участие режиссера в выборе музыки для фильма часто идет последнему на пользу. Отменным вкусом, например, известен завзятый меломан Квентин Тарантино. Он не раз признавался, что свои сценарии он пишет под музыку и часто знает точно, какую песню и для какой сцены он хочет. Подтверждением музыкального чутья Квентина служит тот факт, что саундтреки к его фильмам регулярно занимают высокие места в чартах и пользуются отдельной любовью слушателей по всему миру. А сколько песен из фильмов Тарантино обрели славу после выхода очередной картины мастера. Вспомним хотя бы Girl, You’ll Be The Woman Soon от Urge Overkill. А карьеру группы Tito & Tarantula Тарантино вместе с другом Робертом Родригесом буквально перезапустили, взяв их в саундтреки к «Криминальному чтиву» и «От заката до рассвета». 


Еще одним ярким примером работы автора фильма с саундтреком служит культовый сериал «Клан Сопрано», который многих поклонников цепляет в том числе классно подобранной музыкой. При этом воображение поражает жанровое многообразие треков, их настроение и точное попадание в сцену. А ведь большую часть музыкального материала для каждой из 86 серий режиссер и сценарист Дэвид Чейз выбирал самостоятельно. Более того, иногда маэстро настаивал на конкретной композиции, даже если продюсерам сериала приходилось выкатывать авторам песни кругленькую сумму с пятью нулями. 


Как мы уже писали, ряд режиссеров любят работать со «своими» композиторами. У кого-то так же есть и «свои» (любимчики) среди музыкантов. Известно, в частности, что для культового «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер хотел музыку от лидера группы Radiohead Тома Йорка, но тот не смог. Это, по мнению многих критиков, стало счастливым совпадением - музыку к фильму написали Chemical Brothers, для которых Fight Club стал мощнейшим лончем в карьере.


Все, о чем мы говорили выше, справедливо в отношении крупных проектов, выходящих на голливудских мейджорах, или споснируемых богатыми телекомпаниями типа HBO и NBC. Для фильмов поменьше, а тем более для независимого кино путь выглядит несколько иначе. Здесь чаще всего звучат, либо малоизвестные композиции инди-музыкантов (а Юрий Быков вообще сам пишет музыку к своим фильмам), либо готовые записи, которые можно приобрести в легальных фонотеках или заказать в специализированных агентствах.


Мы нарочно подчеркнули легальность готовой музыкальной продукции, потому что вопрос авторского права для саундтреков отнюдь не праздный. Нельзя просто взять чужую песню для своего фильма, даже если вы с Миком Джаггером лучшие друзья и «он разрешил». Как правило, кино – это коммерческий успех, а там где большие деньги – там большие проблемы с авторскими правами, если об этом не позаботиться заранее. Вот почему на производстве любого фильма обязательно есть консультанты по юридическим вопросам. Мы уже писали большой гайд по авторским правам на музыку и песни, здесь лишь напомним, что у любого произведения есть автор и правообладатель, чьи интересы требует соблюдать Закон. 


Большой плюс работы с лицензионными библиотеками – это снятие всех юридических вопросов на стадии подписания договора. Звуковое агентство, помимо обширной фонотеки готовых треков, может предложить и услугу написания песни к фильму на заказ. Будь вы режиссер или продюсер, вы ставите задачу, а коллектив профессиональных композиторов и музыкантов ее решает. Агентство берет на себя всю творчески-техническую сторону дела, а значит, вы получите оригинальные треки именно под свой проект. Они будут записаны на профессиональном студийном оборудовании или в концертной аудитории, если того требует задача. Так еще и юридически ваш фильм и саундтрек к нему будет защищен документально. В конце концов, важно не раскрученное имя исполнителя песни в кино, а тот симбиоз, гармония, которую музыка и фильм создают на экране и в головах зрителя.



0:00

5:30