Права купил: сколько стоят авторские права на песню и зачем их покупать

Назад
Права купил: сколько стоят авторские права на песню и зачем их покупать

Продолжаем разбираться в тонкостях авторского права на музыку, законах о защите интеллектуальной собственности и возможных последствиях нарушений. Сегодня говорим о том, сколько стоят права на музыку и зачем они вообще нужны.

Наши права – ваши проблемы

Проработав более 20 лет в индустрии производства медиа контента, не устаем повторять, что у каждого произведения есть автор. И на каждое произведение действуют авторские права. Нарушение которых наказывается серьезными штрафами – до нескольких миллионов рублей. А если заглянуть в Гражданский кодекс РФ, то можно узнать, что помимо авторских прав, существуют еще и смежные. Они так же охраняются законом, нарушителей которого ждут большие неприятности.

Вспомнить хотя бы судебную тяжбу между двумя крупными шоколадными фабриками России «Красный Октябрь» и «Славянка». За незаконное использование фирменного торгового знака шоколада «Аленка» «Красный Октябрь» пытался взыскать более 300 миллионов рублей. Дело длилось долго, закончилось мировым соглашением и компенсацией в размере 15 миллионов, но порядок цифр, согласитесь, впечатляет.

Что говорить о шоу-бизнесе, где крутятся огромные деньги. Так, в 2019 году американский исполнитель Flame обвинил поп-звезду Кэти Пэрри в плагиате и выиграл дело. Суд признал, что дива заимствовала для своего хита 2013 года Dark Horse мелодию из бита, написанного темнокожим артистом еще в 2008-м. Сумма штрафов составила 2 000 000 долларов. Еще раз: два миллиона долларов!

Нарушение авторских прав на музыку – слишком дорогое удовольствие, а покупка прав на музыку не такая уж сложная процедура, чтобы рисковать деньгами и репутацией.

Ценовая политика

В материальном мире всё имеет свою цену. И хотя мы говорим об интеллектуальной собственности, но у нее тоже есть денежный эквивалент. Так сколько все-таки стоит купить права на песню и кто определяет порядок цифр в этой индустрии? Разберемся по порядку.

Закон, как ни странно, на этот счет молчит. В Гражданском кодексе нет четких указаний на то, как рассчитать стоимость права на тои или иной интеллектуальный продукт. Поэтому рынок в течение времени сам сформировал определенные нормы. Представители музыкальной, литературной и киноиндустрии в качестве примера взяли промышленную сферу, где давно главенствуют два подхода к оценке стоимости патента на изобретение или модель – затратный и доходный. В основе обоих методов анализа лежат, конечно же, деньги.

На практике это означает вот что. Правообладатель, например, непосредственный автор со своей командой или при помощи нанятых специалистов оценивает потенциальную прибыль от использования своего произведения. На основании этого принимается решение, за сколько желающие могут приобрести авторские права на музыку, песню, фонограмму, да и любой другой художественный продукт. Грубо говоря, создатель сам определяет стоимость своего творения. Это могут быть десятки тысяч рублей, а могут быть и миллионы.

Или еще ситуация. Допустим, некто – частное лицо или организация – желает купить права на использование песни, автора которой уже нет в живых. Заказчик находит правообладателя – например, родственника музыканта – и делает ему предложение. Бывали случаи, когда далекие от искусства люди продавали принадлежащие им права на произведения за сущие копейки. Но это, конечно, на совести покупателя. Бизнес есть бизнес.

Это только один из вариантов, так сказать, ценообразования, когда вы обращаетесь напрямую к правообладателю. Но купить права на музыку можно и другим способом – через посредника. Крупнейшей организацией, которая является связующим звеном между авторами и желающими приобрести права на музыку, является Российское авторское общество. О нём и поговорим.

Авторское «пРАО»

Сразу оговоримся, что РАО авторские права на музыку не продает, а защищает. Причем вне зависимости от того, знают ли об этом сами авторы. Ряд российских артистов официально заявили об отказе от услуг РАО, но таких меньшинство. На сегодняшний день купить авторское право на песню известного исполнителя проще и надежнее всего именно через Российское авторское общество.

Следует понимать, что обращаясь в РАО, права на музыку как на результат интеллектуального труда вы не приобретаете – исключительно право остается прерогативой автора произведения. Зато лицензия на использование музыки позволяет вам и вашему бизнесу, например, воспроизводить популярные мелодии в коммерческих помещениях и публичных местах, то есть использовать в целях извлечения выгоды.

Для бизнеса, кстати, у РАО есть утвержденные расценки: отдельно для торговых предприятий, отдельно - для заведений общепита.

При этом общество не само определяет, сколько стоят права на песню, поскольку это некоммерческая организация, а полученные средства перечисляются правообладателю.

Без права на ошибку

Так или иначе, с РАО или без, но если вы хотите ставить чужие произведения в своем кафе или, скажем, офисе, то вам придется купить права на использование музыки. Как шутят в этой сфере, если ты не придешь в РАО, РАО придет к тебе, но ты об этом узнаешь только в суде.

Однако вы можете выбирать. Необязательно обращаться в РАО или к другому посреднику, который работает с песнями известных исполнителей и композиторов. Можно использовать бесплатную музыку с открытой лицензией. Подобных треков тысячи на просторах интернета, они собраны в специальных библиотеках и доступны миллионам пользователей. Именно поэтому серьезный бизнес редко обращается к подобным ресурсам.

Тем, кому не все равно, какую музыку крутят в его организации или используют в рекламном ролике бренда, можно обратиться к фонотекам лицензионной музыки. Их составляют профессиональные звуковые агентства, работающие со студийными артистами, композиторами, звукоинженерами, которые пишут оригинальные произведения на заказ. Клиент, заключая договор с таким агентством, раз и навсегда избавляет себя от дополнительных расходов, поскольку имеет дело с правообладателем. Более того, каждый трек из платной фонотеки уникален, а значит, интереснее для потенциального клиента, чем заезженные популярные мелодии и низкопробные бесплатные фонограммы.

Но решать, конечно, вам!

0:00

5:30