Всё, что нужно знать об авторских правах на музыку и песни

Назад
Всё, что нужно знать об авторских правах на музыку и песни

Полезный гайд для композиторов, музыкантов, поэтов и всех, кто любит слушать музыку и хочет зарабатывать на ней деньги, а не штрафы. Особенно если нет времени читать Гражданский кодекс РФ.

Кто такой автор и какие у него права

Авторское право - насколько простое по своей сути, настолько же и сложное в части связанной с ним юридической практики. Казалось бы, всё понятно: человек придумал музыку или написал песню, значит он и есть автор. Но если взять любую житейскую ситуацию, то возникает куча вопросов. Законно ли исполнять чужие песни под гитару на улице? Можно ли петь караоке в баре, записывать на телефон и выкладывать сторис в свой инстаграм? Если начинающий музыкант выпустил микс на саундклауде под псевдонимом, является ли автором он сам или его вымышленное альтер-эго?

Чтобы не запутаться в этих дебрях, лучше всего обратиться к законодательству РФ, чтобы не перепутать, где авторское право, а где - лево. В 70 главе Гражданского кодекса есть четкое определение автора музыкального произведения как человека, чьим творческим трудом оно было создано. Также автором считается тот, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не будет доказано, что это не так. Как это работает в случае с музыкой и песнями не очень понятно, но выкладывать в интернет Моцарта под вывеской “6 симфония Василия Петрова” лучше не стоит.

Если вы пишете музыку или слова к ней, то ваша интеллектуальная собственность по определению ГК РФ считается произведением искусства и является объектом авторского права. Вы при этом автоматически получаете следующие права:

Исключительное право

Базовое имущественное право, означающее, что только автор может распоряжаться плодами своего творчества как пожелает. Имеет срок действия, может отчуждаться и передаваться. Как - расскажем ниже.

Авторство

Гарантирует, что автор являетесь именно вы. Наряду с правом имени и неприкосновенности, является неимущественным, то есть не подлежащим передаче никому и ни при каких обстоятельствах. Передать нельзя, зафиксировать - обязательно. Об этом далее.

Имя

Музыку и песни можно выпускать и публиковать под собственными именем, псевдонимом или анонимно. Анонимность произведения не означает, что использовать его может кто угодно. Автор есть даже там, где его имя не указано.

Неприкосновенность

Наше “священное” право - не допускать изменений и искажений в наши творения. Даже если кому-то кажется, что “так будет еще лучше”.

Обнародование

Можно годами писать в стол, а можно каждый день постить в интернет-библиотеки свои мелодии и сэмплы, выкладывать песни собственного сочинения на ютуб и зарабатывать на этом. Право автора - быть богатым и знаменитым или гениальными и безвестным. Продавать свое искусство или нет - решает автор.

Свойства права: когда возникает, сколько действует, кому может принадлежать

Если вы написали мелодию, музыкальную пьесу, даже гитарный рифф, то вы смело можете считаться их автором. И прямо в момент написания вы получаете права, защищенные законом. Ряд из них считаются бессрочными. Например, право авторства и неприкосновенности. Иными словами, и через 50, и через 300, и через 2000 лет автором “Капитанской дочки” останется А.С. Пушкин, равно как и состав героев повести, сюжет, детали, вплоть до союзов и предлогов из рукописи солнца русской поэзии.

Иное дело - исключительно право. Оно действует в течение жизни автора и спустя 70 лет после его смерти. Если у автора нет наследников, то по истечении срока его музыка или песни становятся достоянием общественности. То есть любой человек может использовать их по своему усмотрению и бесплатно. При этом авторство произведения и его неприкосновенность по-прежнему охраняются законом, и публиковать “забытую” мелодию под чужим именем нельзя.

Как зарабатывать на авторском праве

Итак, вы знаете, что вы автор произведения и у вас есть права. Что теперь с ними делать? Если ваша музыка востребована, а песни пользуются спросом, вы можете зарабатывать на авторском праве. Существует несколько основных форм взаимодействия автора, или правообладателя, с внешним миром, которые позволяют получать за свое творчество заслуженное вознаграждение.

Отчуждение исключительного права

Автор может передать свое исключительное право на музыку или песню физическому лицу или организации на основании исключительного лицензионного договора. Вы получаете деньги, но теряете возможность пользоваться результатами своего творчества. При этом, как уже говорили, остаетесь автором произведения (с указанием своего имени или без - как договоритесь с покупателем). И из самой “песни слов не выкинешь”, поскольку право неприкосновенности также является неотчуждаемым.

Простой договор

Автор заключает договор на неисключительную лицензию. То есть четко устанавливает рамки использования музыки или песни в тех или иных целях участников договора. По закону, регистрация лицензионного договора в Роспатенте обязательна, процедура занимает порядка двух месяцев и 15 тысяч рублей госпошлины. По факту, в случае с музыкантами это делается далеко не всегда - стороны просто подписывают договор без регистрации.

Роялти

Слово из мира бизнеса и корпораций. В авторском праве на музыку и песни роялти - это те же отчисления автору за использование его произведений, но получаемые на регулярной основе.

Договор заказа

Тут всё просто. Автор пишет музыку или песню для конкретного клиента. В договоре прописываются условия использования произведения, а также характер и объем передачи прав на него.

Стоит добавить о таком виде произведений как служебные. Это когда творчество является вашей официальной работой. Например, если поэт или композитор заключает трудовой договор с продюсерским агентством, то права на его песни переходят к работодателю (за исключением неотчуждаемых прав). Автор получает фиксированный гонорар, читай - зарплату, а продюсерский центр - возможность использовать песни по-своему, например, давать петь их другим исполнителям. В то же время, если произведение автора не начали использовать в течение трех лет, а права на него больше никому не передавались, то исключительное право возвращается автору.

Правозащита: как защитить свое авторство

Защита авторских прав - это как безопасность на дороге. Ты можешь быть опытным и дисциплинированным водителем, ездить по правилам, но от нарушений со стороны других участников движения не застрахован никто. Зато риски для подготовленного водителя существенно ниже, чем у неопытного новичка. Так что получить ликбез в сфере защиты авторских прав просто необходимо.

Как мы уже говорили, некоторые права возникают у автора произведения в самый момент создания. Вы знаете, что вы автор и что это это ваша музыка, песня, аранжировка, но как сделать, чтобы об этом знали другие? Очень просто - оформить авторское свидетельство. И тут многих “кто в теме” ждет большой сюрприз. Бытует мнение, что обращение в организацию РАО (Российское авторское общество) и есть регистрация авторского права. Это не так. РАО, как и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), и РСП (Российский союз правообладателей), является депозитарием, то есть хранилищем. Эти организации созданы для того, чтобы управлять правами авторов с их согласия. Фактически вы “нанимаете” организацию, чтобы она собирала деньги за использование вашей музыки и песен.

В суде с красивым авторским свидетельством из РАО доказать свои права и призвать к ответу нарушителя проще, но регистрацией собственно авторского права такой документ не является. Дело в том, что право на произведение в нашей стране попросту не регистрируют. Да, есть Роспатент, который занимается регистрацией прав, но это касается изобретений, промышленных образцов и компьютерных программ.

В случае с авторством музыки или песни мы говорим о подтверждении автора своего приоритета в создании произведения. Для этого и существуют официальные организации типа РАО и ВОИС.

Есть еще два известных способа зафиксировать свое авторство на конкретный продукт творческого труда. Первый - обратиться в нотариальную контору. Автору надо принести оригинал произведения - текст песни и нотную запись музыки - со своей подписью и датой. За скромную плату нотариус поставит свою “закорючку”, а вы получите еще один аргумент для суда в случае нарушения вашего права. Аналогичным и надежным будет процесс депонирования авторских прав в специальных сервисах. Копия вашего произведения передается в специальный архив с фиксированной датой загрузки. А дальше будет работать принцип: «кто первый, того и тапки ноты

Можно воспользоваться “дедовским” методом - почтой. Автор распечатывает оригинал произведения (ноты, текст) и отправляет самому себе заказным письмом с обязательными отметками о дате отправки и получения. Этому приему уже лет сто, но тем не менее в судебной практике это считается приемлемым доказательством авторства произведения.

Но, как это принято в цивилизованных странах, свое право мало защитить - за его соблюдением надо следить. Чтобы это делать, следует понимать, что конкретно является нарушением вашего права как автора музыки или песни.

Главное, что должен помнить автор: если он не заключал никаких договоров, то никто не может бесплатно пользоваться результатами его труда. Опять-таки есть расхожее мнение, что если человек использует чужую музыку, не извлекая при этом коммерческой выгоды, то это можно. Нет, нельзя. Закон суров в этом отношении. В статьях 1273-1279 ГК РФ четко прописаны случаи, когда произведение и его часть может быть использована без выплаты вознаграждения автору. При этом во многих случаях всё равно требуется его разрешение, а уж указывать автора и вовсе - обязательно в любом случае.

Так что если вы услышали свою песню в кафе или свою музыку в рекламном ролике, при этом у вас никто не спрашивал разрешения и не заплатил вам ни копейки, можете смело идти в суд.

Не имеете права!

В заключении хотелось бы дать несколько советов, но уже не авторам музыки и песен, а тем, кто имеет дело с результатом чужого творчества.

Важно помнить то, о чем мы говорили в начале статьи: чужое творчество не ваше. Выбирая фонограмму для своего видеоролика, мелодию для ремикса, песню для исполнения на корпоративном празднике или кусочек трека для сэмплирования, не забудьте проверить авторские права на все эти произведения и решить возможные задачи по “очистке прав”. Так называют согласование с автором или правообладателем на использование того или иного произведения, целого или его фрагмента.

Это не значит, что вы не можете пользоваться тем, что сделали другие. Это значит, что у каждого использования есть определенные границы и условия. Например, на музыкальные произведения существует несколько типов лицензий. Самые ходовые - это разработанные некоммерческой организацией Creative Commons шаблоны свободных и несвободных лицензий. Каждый типовой договор четко регламентирует использование той или иной музыкальной композиции. Разобравшись в деталях, вы сможете сходу самостоятельно определять, за какую музыку платить не надо, а какая - требует авторских отчислений.

В интернете хватает ресурсов, которые позволяют определить авторство практически любой песни и музыки, а также разрешенные типы их использования. Для тех, кому не хочется тратить свое время, существуют легальные библиотеки с музыкой для свободного использования, а также огромные банки с лицензионной музыкой для коммерческого использования, чьи создатели уже позаботились о соблюдении авторских и смежных прав и избавили вас от юридических формальностей.

Главный совет, как для начинающих авторов, так и для опытных бизнесменов - работа с квалифицированными и опытными специалистами в сфере авторского права на музыку и песни. Здесь столько нюансов, что разобраться в них самому практически невозможно. Шутка ли, нарезка трехсекундного сэмпла - это уже работа не только с авторским, но и со смежными правами. Сделать кавер и выступать с ним по клубам просто так тоже нельзя - засудят. А где пролегает тонкая грань между ремейком и плагиатом, в свое время не смог (или не захотел) разобраться даже Король отечественной поп-музыки.

Так что доверяйте лучшим!

0:00

5:30