Это вам не игрушка: как музыка повлияла на компьютерную игровую индустрию

Назад
Это вам не игрушка: как музыка повлияла  на компьютерную игровую индустрию

Геймдев, или процесс разработки видеоигр с 60-х годов прошлого века прошел огромный путь от первых космических «стрелялок» до настоящих блокбастеров, не уступающих шедеврам кинематографа. Это стало возможным не только благодаря стремительному техническому прогрессу, но и творческому подходу разработчиков, которые при создании очередного продукта уделяют внимание мельчайшим деталям. Роль музыки в современном геймдеве сложно переоценить. Саундтреки давно стали такой же важной частью проекта, как геймплей, графика и сюжет. Пробуем разобраться в том, как подобрать музыку к игре, чтобы она стала настоящим хитом 


Игровая индустрия и космос


12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. А год спустя группа студентов Массачусетского технологического института показала свое представление о космическом пространстве в одной из первых в мире компьютерных игр Spacewar!, созданной для громоздкого ЭВМ DEC PDP-1. Надо сказать, что именно космической тематике и подобным “вузовским” кружкам во многом обязан современный геймдев. Будущие основатели IBM, Apple и Microsoft в свободное от учебы время занимались в том числе разработкой игр. 


Будущие джобсы придумали космическую стрелялку 

спустя год после полета Гагарина

Поначалу это были не особо сложные «стрелялки» без изысков, без графики как таковой, со скудным музыкальным сопровождением или без него. В 70-80-ее годы XX века появляются первые карманные приставки со смешными по нынешним меркам экранчиками 16х16 пикселей, выходит первый текстовый квест Dungeons & Dragons Adventure, Стив Джобс с друзьями создают домашний компьютер Apple II, мир покоряет ставший впоследствии легендой платформер от Nintendo Super Mario. Это уникальный случай в истории, когда персонаж принес своему создателю миллиарды долларов, стал поп-иконой и даже заслужил установку памятника (в Японии). И конечно, культ итальянского усатого сантехника немыслим без оригинальной полифонической мелодии, которую до сих пор можно услышать в качестве рингтонов на смартфонах.


Шутеры с убойной атмосферой


В начале 90-х на смену «плоским» видеоиграм приходит трехмерная графика. Развитие 3D-технологий подарило нам множество крутых игровых серий – от шутеров и ролевых игр до автогонок и спортивных симуляторов. Конкуренция на рынке геймдева усиливается и разработчикам приходится искать новые способы борьбы за потребителя. Качественное проработанное звуковое оформление и классный саундтрек становится одним из важнейших элементов создания игр. 

Саундтреки к легендарным шутерам выпускают даже на виниле


Культовые шутера «от 1-го лица», такие, как Quake, Doom, Unreal, Duke Nukem 3D и Wolfenstein завораживали пользователя не только и не столько сюжетом, сколько общей атмосферой. А та, в свою очередь, была создана не в последнюю очередь благодаря аутентичному саунд-дизайну и саундтреку. Разработчики стали использовать музыку как полноценный элемент геймплея. Например, тревожные басы в саундтреке нагнетают обстановку и подсказывают герою быть настороже, а вдруг меняющийся ритм и громкость мелодии подсказывает, что в игровом пространстве что-то изменилось и начинается настоящий экшн.


Хитмейкеры игрового мира


Ставки в индустрии начали расти, это справедливо и по отношению к музыкальной составляющей геймдева. Чтобы подобрать музыку к игре, разработчики все чаще привлекают не просто профессиональных музыкантов, а мировых знаменитостей. 


Акира Ямаоки, Ханс Циммер, группа Nine Inch Nails, Стюарт Чатвуд… Серьезные имена обратили внимание на игровую индустрию. Более того, индустрия и сама зажгла немало звезд. Джереми Соул, Пол Ромеро, Лорн Бэлф и многие другие стали всемирно известными благодаря своим работам над саундтреками к играм. 


Сам процесс написания музыки к игре тоже эволюционировал и стал больше походить на отдельный вид искусства на стыке творчества и технологий. Не стоит думать, что если речь идет о цифровой среде, то мелодии делаются на компьютере, виртуальных инструментах и чем-то таком «современном». Многие саундтреки к играм пишутся живыми музыкантами, на студийном «железе», а подчас – даже в сопровождении духового оркестра в настоящем концертном зале! 


Dota 2 recording session - YouTube - запись саундтрека к DOTA 2 в здании университета


Яркий пример использование классических инструментов для создания музыкальной атмосферы – игра Team Fortress 2. Вышедшая более 15 лет назад, она во многом определила развитие жанра мультиплеер-шутеров, в том числе благодаря подходу к музыке. В записи саундтрека принимал участие оркестр, который создал неповторимую аутентичную звуковую атмосферу TF2. Это вообще пример того, как геймдев создает собственный мир, вовлекающий миллионы людей по всему миру. При этом музыка в момент самой игры практически не звучит, а оформляет игровые меню и отдельные синематики, тем самым не отвлекая игроков от процесса и давая возможность насладиться звуковым рядом там, где он есть.


Оригинальные персонажи, ламповая графика и крутейшая музыка - 

то, что обеспечило TF2 любовь игроков по всему миру


И конечно, нельзя не отметить главную сенсацию 2023 года – первую отечественную AAA-игру Atomic Heart от студии Mundfish. Она стала настоящим хитом и получила положительные оценки не только российской, но и мировой аудитории геймеров и экспертов. Саундтрек к игре вызывал даже более бурную реакцию, взорвав российские чарты и стриминговые платформы. Музыка австралийца Мика Гордона, взявшего за основу популярные советские песни, пришлась по вкусу даже той части аудитории, которой еще не было на свете, когда эти песни звучали в оригинале из советских радиоприемников. 


Atomic Heart (Original Game Soundtrack) Vol.1 - YouTube - российский геймдев, за который не стыдно


Кто заказывает музыку к играм?


Прежде чем ответить на вопрос, необходимо добавить, что звуковое оформление игры включает не только правильно подобранный саундтрек. Все инструменты саунд-дизайна работают на атмосферность и геймплей: игровые звуки, кнопки, иконки, движения мышкой, действия персонажей и, конечно, озвучка. Последняя, к слову, уже давно вышла за рамки технического элемента геймдева, превратившись в особый род деятельности - как в кино и сериалах. 


Озвучиванием игр занимаются крупные звуковые агентства, профессиональные студии, популярные артисты и актеры дубляжа. В своих материалах мы подробно разбирали творческие и технологические процессы озвучки и локализации игр, а также рассматривали важность профессионального подхода к саунд-дизайну игр.


Чаще всего чтобы подобрать музыку к игре, человек использует один из трех вариантов. 


Первый – попробовать самому. Это наименее эффективный способ, который требует больше времени и усилий, а результат чаще всего будет «любительским». Докупить пару программ, самому прописать несколько инструментов, набрать звучков из бесплатных библиотек, худо-бедно свести это всё может практически каждый. Но вряд ли на выходе вы получите качественную запись, которая сделает игру хитом. Как эксперимент – да, как коммерчески успешный проект - вряд ли.


Второй вариант – брать готовую музыку. Здесь есть определенный оперативный простор. Можно воспользоваться библиотеками с легальной музыкой и за небольшую плату купить себе лицензионные треки по вкусу, добавить их в игру и наслаждаться. Это проще, чем заниматься записью собственных композиций, а результат будет выше среднего, хотя бы потому, что музыка записана и сведена на профессиональном оборудовании. Но и это, скорее, для локального использования. Или, скажем, для мобильного приложения.


Третий вариант – это путь человека, для которого важен результат: обратиться к профессионалам, у которых есть не только штат квалифицированных специалистов, но и богатый опыт, высококлассное оборудование и технически оснащенные помещения. Звуковые агентства работают с профессиональными актерами, приглашают сессионных музыкантов, могут сделать студийную и «живую» запись, подобрать настроение и атмосферу, совпадающие с игровым пространством, разработать музыку под геймплей. Словом, это будет полноценная разработка, а не упражнения в прекрасном. Если вы ищете музыку для игры, которая усилит ваш продукт, то третий вариант – точно для вас.



0:00

5:30