История права: как РАО и ВОИС стали главными по авторскому праву в России
НазадОтечественное авторское право насчитывает более чем 150-летнюю историю, начиная с 1870 года, когда великий русский писатель и драматург Александр Николаевич Островский учредил «Собрание русских драматических писателей». Та первая официальная организация стала прообразом современных гигантов индустрии – Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности. Как некоммерческие общественные объединения стали чуть ли не монополистами в сфере интеллектуальной собственности с миллионными оборотами и чем они занимаются, когда не ловят нарушителей авторских прав, рассказываем в нашем обзоре.
Как появилось авторское право в России
Вопрос, конечно, сформулирован некорректно. Поскольку авторское право в любой стране мира появляется непосредственно в момент создания произведения. Мы бы хотели рассмотреть историю интереса к интеллектуальной собственности в той части, которая касается искусства, литературы, музыки, кино и других творческих сфер.
Как уже отмечено, первой отечественной организацией, представляющей интересы правообладателей, было “Собрание русских драматических писателей”. Минуя столетний отрезок российской истории, мы сразу переносимся в знаменательный 1973 год, когда СССР присоединился к Всемирной Женевской конвенции об авторских правах, а в стране было организовано так называемое ВААП, или Всесоюзное агентство по авторским правам. За 20 лет агентство меняло наименование и трансформировалось несколько раз. Пока в 1993 году не была поставлена точка. Новая точка отсчета российской истории авторского права. Именно в далеком 93-м вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», прародитель 70 главы четвертой части Гражданского кодекса РФ, в которой прописаны действующие законодательный нормы в сфере авторского права. В том же году была зарегистрирована общественная организация Российское авторское общество, а Указом президента страны прежняя структура – Российское агентство интеллектуальной собственности – была упразднена.
В 2008 году РАО получило государственную аккредитацию на коллективное управление исключительными авторскими правами на территории РФ. Это вывело деятельность негосударственной организации на принципиально иной уровень, в том числе позволило заключать партнерские соглашения с международными партнерами. Как отмечают в самом РАО, на сегодня оно представляет интересы 26 000 российских и 2 млн иностранных авторов и правообладателей.
В том же 2008 году при активном участии РАО была учреждена еще одна некоммерческая организация, которая получила название Всероссийского общества интеллектуальной собственности, ВОИС. Инициаторами ее создания также выступили отечественные авторы и представители звукозаписывающих компаний. ВОИС декларирует те же цели и задачи, что и РАО – защита интересов российских авторов и правообладателей. Главное отличие в том, что РАО работает с авторскими правами, а ВОИС – со смежными. То есть организация представляет интересы не только авторов, но и производителей фонограмм. Иными словами, ВОИС работает не только на композиторов и поэтов, но и на исполнителей, музыкантов, рекорд-лейблы.
Отдельно стоит упомянуть еще одну общественную организацию, которая занимается коллективными управлением правами авторов и производителей аудиовизуальных произведений на территории РФ – это РСП, Российский союз правообладателей. Он был создан в 2009 году при непосредственном участии, само собой, РАО и ВОИС. От «старших братьев» РСП отличается тем, что основное направление деятельности этой некоммерческой организации – сбор комиссии за ввозимые в страну технические средства и носители, используемые для записи, воспроизведения и хранения аудио- и видеоматериалов. Словом, такая «интеллектуальная таможня». Учитывая специализацию, РСП не пользуется славой у конечного потребителя творчества артистов. Деятельность союза больше направлена на работу с коммерческими структурами. Тем не менее, без РСП картина влияния негосударственных организаций на соблюдениа авторских прав на территории государства была бы неполной.
Фанера над Россией. Чем занимаются РАО и ВОИС
Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности занимаются коллективным управлением исключительными авторскими и смежными правами российских и зарубежных авторов, исполнителей и производителей фонограмм на территории РФ. Так, по крайней мере, написано в уставах обеих организаций. Если говорить просто, то РАО и ВОИС следят за тем, чтобы в России не нарушалось авторское право, а использование результатов чужого интеллектуального труда было оплачено соответствующим образом. Если еще проще, то РАО и ВОИС собирают деньги с тех компаний и частных лиц, которые слушают, проигрывают или исполняют чужие произведения без разрешения автора.
Ключевым понятием в деятельности РАО и ВОИС является фонограмма, то есть звуковая композиция, записанная на цифровой или аналоговый носитель. Музыка, песня, мелодия, фрагмент выступления – всё, что может быть записано, будет считаться фонограммой. Даже звуки природы. Но у звуков природы нет автора, поэтому за них ни РАО, ни ВОИС не предъявят. А вот с остальным всё гораздо сложнее.
Закон достаточно подробно раскрывает понятие исключительного права на фонограмму, регламентирует ее использование в коммерческих целях, а также служит юридическим обоснованием деятельности РАО и ВОИС. Так, например, во втором пункте статьи 1326 Гражданского кодекса РФ о праве сбора вознаграждений за использование фонограмм специальными организациями по коллективному управлению авторскими и другими правами. Та же статья декларирует, что взимаемые сборы делятся 50/50 между исполнителем и изготовителем фонограммы. Минимальные ставки вознаграждения определяет Правительство РФ, причем делает это достаточно подробно, с указанием конкретных творческих и технических должностей, принимающих участие в создании произведения и записи фонограммы.
Другая статья того же ГК РФ описывает случаи, которые считаются публичным использованием фонограммы. Мы не будем перечислять их все, но юридически значимой сутью является распространение чужого произведения среди определенного количества людей. Статья 1324 ГК РФ достаточно подробно перечисляет действия, которые могут квалифицироваться как публичное использование фонограммы. К ним относиться не только включение записи в публичном месте или распространение произведений на носителях. Даже предоставление ссылки, по которой пользователи интернета могут свободно скачивать музыку или другой аудиофайл, считается использованием чужой интеллектуальной собственности, а следовательно, входит в сферу интересов РАО и ВОИС. Самое интересное, что закон допускает публичное исполнение фонограммы без разрешения правообладателя, но с обязательной выплатой денежного вознаграждения. Если вы включили любимый диск в офисе, где, помимо вас, сидят другие сотрудники, но не заплатили автору ни копейки, это считается нарушением авторского права. Призвать к ответу – и есть работа РАО и ВОИС. Да, кстати. Закон не интересует степень вовлеченности слушателей чужого произведения. Иными словами, сказать, что «да я просто музыку включил, ее никто и не слушает» не получится. Закон интересует сам факт воспроизведения, то есть непосредственного использования интеллектуальной собственности. Проще говоря, нельзя взять бесплатно батон хлеба с полки и унести его домой под предлогом «я есть не буду».
РАО или ВОИС - кому и за что платить
Допустим, вы владелец новой радиостанции и хотите крутить в эфире песни популярных исполнителей. Вы немножко слышали о РАО и ВОИС, о штрафах за нарушение авторских и смежных прав, а потому готовы платить. Возникают вопросы: куда, кому и за что?
Новость первая, которая понравится не всем. Платить придется в обе организации сразу. Поскольку РАО – это авторское право, а ВОИС – смежные права. Если вы договорились с правообладателем песни, это не значит, что вы договорились с композитором той же песни или звукозаписывающей компании, которой принадлежат права на студийную версию композиции. Так что полумерами тут не обойтись.
Новость вторая, которая понравится многим, но мы бы не советовали. Альтернатива РАО и ВОИС существует. Всё тот же ГК РФ допускает деятельность иных организаций, представляющих правообладателей и занимающихся разрешением публичного исполнения фонограмм. Но! Неоспоримое преимущество РАО и ВОИС в том, что они по умолчанию сотрудничают со всеми правообладателями – в том числе иностранными – действующими на территории РФ, за исключением тех, кто в письменной форме отказался от услуг выше названных организаций. То есть все артисты и лейблы являются клиентами РАО и ВОИС без заключения договора, если только сами официально не отказались от такого сотрудничества. Коммерческие организации, которые хотят работать в этой сфере, вынуждены заключать договора с правообладателями. И здесь могут ждать всевозможные сюрпризы. Несмотря на то, что РАО и ВОИС являются негосударственными организациями, они почему-то имеют очень мощную поддержку на разных уровнях, в том числе и в судах. Поэтому если вы заключили договор на публичное исполнение каких-либо фонограмм с условным ООО “Гармоника”, то не удивляйтесь, если проверяющие из РАО или ВОИС всё равно придут к вам с вопросами.
Новость третья, которая никому не понравится. Можно (на самом деле – нет) попробовать обойтись без договора с кем бы то ни было. Но перед этим хорошо бы открыть Кодекс об административных правонарушениях и изучить ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Речь идет о суммах возможных штрафов, которые могут составлять скромные 1500 рублей для физлиц или достигать нескольких миллионов рублей – по решению суда. Кстати, судебную практику советуем также изучить – просто вбейте в поисковике «рао воис суд» и вы увидите десятки громких и не очень дел разбирательств, которые закончились не в пользу ответчика. Следует понимать, что РАО и ВОИС это квазигосударственные структуры, а потому они обладают не только мощным штатом специалистов, но и административным ресурсом. Да и стоит признать, что часто претензии РАО и ВОИС являются обоснованными – в стране победившего «пиратства» не очень-то считаются с авторским правом, по крайней мере, во всех его тонкостях и нюансах.
Что же касается конкретных сумм выплат по договорам с РАО и ВОИС, то здесь отчисления зависят от нескольких факторов: география, тип и формат организации, параметры использования фонограммы, размер аудитории, частота и длительность, сетевой коэффициент и тому подобное. Ставки для расчета указаны на сайтах РАО и ВОИС в соответствующих разделах. Там же можно ознакомиться с типовым договором.
Напоследок о приятном
На самоме деле не всё так безнадежно, как кому-то может показаться. Договоры с РАО и ВОИС – это не панацея, а понятное и надежное решение для крупного бизнеса. Если вас интересует большой объем музыкального контента, да не простого, а популярного, тогда вам сюда. Если же у вас иные цели, то есть и более эффективные решения.
В большом гайде по авторскому праву мы писали о том, какие произведения можно использовать без каких-либо ограничений, разрешений и отчислений. Это могут быть песни, ставшие общественным достоянием (но опять же не забывать про смежные права). Или музыкальные композиции со свободной лицензией, так называемые Creative Commons и иже с ними. Для решения бизнес-задач хорошим выбором станут платные лицензионные фонотеки. Они могут создать уникальный контент под вашу задачу и аудиторию, а также избавить от головной боли в виде общения с РАО, ВОИС, Content ID и другими «блюстителями» авторских прав. Выбор есть всегда – и он всегда за вами!
Получайте отраслевые новости, идеи и подсказки,
отправленные прямо на Ваш почтовый ящик.