Звуковое оформление компьютерных игр

Назад
Звуковое оформление компьютерных игр

Саунд дизайн – относительно молодая, но очень популярная и востребованная дисциплина, которая продолжает набирать обороты во многом благодаря развитию геймдева (game development – «разработка игр»). Совершенствуются графические движки и модели, усложняются (в хорошем смысле) интерфейсы видеоигр, да и сами продукты становятся всё более кинематографичными и приближенными к реальности. Соответственно растут требования к звуковому оформлению и спецэффектам. Рассказываем, как при помощи звука создается атмосфера игровых компьютерных хитов и что входит в инструментарий саунд дизайнера в геймдеве.

Саунд дизайн в игре. Главные отличия

Да, игровой саунд дизайн отличается от, так сказать, классического звукового оформления рекламных роликов и кинофильмов. Прежде всего тем, что дизайнеру игровой разработки обычно приходится иметь дело с «нереальным» материалом, а именно озвучивать несуществующих персонажей, наполнять тематическими шумами несуществующие локации, делать саунд для предметов и действий, не имеющих аналогов в реальной жизни. Кроме того, sound design в играх зачастую выполняет дополнительные функции, помимо создания реалистичной атмосферы и настроения. Например, если в жизни вы захотите взять в руки какой-либо предмет типа чайника, то вы просто подойдете и тихо возьмете его. В интерактивном игровом мире не совсем так: если разработчики не предусмотрели никакого сценария взаимодействия с чайником, то саунд дизайнер должен создать соответствующий «звучок» для игрока, который оповестит его о том, что действие неверное или не совсем верное (нельзя «взять чайник», но можно «налить воду в кружку»).

Классификация звука и инструменты саунд дизайна

В зависимости от задачи, которая стоит перед игровым саунд дизайном, специалист может применять различные инструменты обработки и создания звуковых эффектов. Можно выделить основные группы звуков по характеру их воздействия на пользователя:

  • голос – озвучка персонажей компьютерной игры;
  • эмбиэнс (ambience) – атмосферные звуки, нагнетающие или создающие нужное настроение
  • фоли (foley) – синхронные шумы, которые придают видеоигре достоверность и реалистичность;
  • спецэффекты (sfx) – звуковые эффекты, отображающие действия, невозможные в реальности: лазерный бой в космосе, магические спеллы, фаталити в бойцовских играх, действия природных сил;
  • музыкальное сопровождение – саундтрек в играх такая же неотъемлемая часть, как и в кино.

Существуют также и специфические функции саунд дизайна, свойственные только игровой разработке, например, игровые подсказки. Это когда герой-коммандос, передвигаясь по карте, издалека слышит разговор вражеских часовых. Для геймплея важна и обратная связь, интерактив, при котором игрок слышит яркие сочные звуки при взаимодействии с предметами, при передвижении или других воздействиях персонажа на окружающий мир игры.

Для создания нужных эффектов в распоряжении саунд дизайнера есть множество технологий, программ и приемов. Назовем базовые:

  • панорамирование – сегодня используется в популярной технологии ASMR, имитирует «поведение» звука в реальных условиях пространства: ближе-дальше, тише-громче, звонче-тише, левое-правое ухо;
  • реверберация – прием из звукорежиссуры, позволяющий создавать уникальное игровое звучание для локаций и помещений различных типов: звуки под водой будут слышаться не так, как звуки на вершине горы;
  • компрессия – инструмент, позволяющий делать каждый звук насыщенным и плотным;
  • автоматизация – прием, позволяющий автоматически задавать определенные звуковые параметры не вручную, а с точной математикой и физикой процессов;
  • генерация – создание определенных звуковых сигналов;
  • эквалайзер – усиление/уменьшение частот, которые в реальной обстановке человеческим ухом перестают улавливаться под влиянием различных факторов или, наоборот, улавливаются чрезмерно ярко.

Используя широкий инструментарий, важно, чтобы саунд дизайнер выстраивал цельную и логичную картину игрового мира, учитывал особенности персонажей и окружающей их действительности, «держал» звуковое оформление в рамках общей концепции игры. Это гораздо более сложная работа, чем просто подобрать нужные «звучки» и свести их, чтобы они худо-бедно вытягивали игру. Несмотря на это, сделать удобоваримый игровой саунд дизайн можно не только на студийном железе, но и в домашних условиях. Для этого необязательно получать академическое музыкальное образование и вообще быть причастным к музыке. Саунд дизайнер – все-таки профессия прикладная, а не исполнительская, хотя, конечно, музыкальный вкус лишним не будет. Но по словам самих спецов по звуку, гораздо важнее постоянная практика, чем знание нотной грамоты или музыкальных редакторов. Особенно в интерактивном саунд дизайне. Поэтому для получения базовых знаний можно посоветовать поискать онлайн и видеокурсы, на которых не только рассказывают, но и показывают, что и как надо делать. И, конечно, в первую очередь нужно пробовать что-то делать и самому.

Сам себе саунд дизайнер

Конечно, мы говорим не о создании игрового блокбастера, но сделать саунд дизайн «для себя» вполне можно даже без дорогостоящего оборудования и сложного программного обеспечения. Чтобы создавать собственное игровое звучание, понадобится виртуальная рабочая станция, например, Cakewalk. В ней достаточно инструментария для создания любого “звучка”, а за счет подключаемых плагинов можно синтезировать огромное количество эффектов.

Возможности собственной фантазии тоже никто не отменял - звуки можно записывать самостоятельно, хоть дома, хоть на улице, хоть в помещении. Сегодня можно найти массу полезных приложений для смартфона, которые позволяют интегрировать записанный материал в редактор и использовать в работе, например, любимый многими поколениями музыкантов FL Studio.

Более простой способ - библиотеки музыки и сэмплов, стоки и ассет сторы. Здесь можно покупать отдельные звуки или целые бандлы, а также оформлять подписки. Если самому со звуком возиться неохота, то можно обратиться в профильное агентство, занимающееся звуковым оформлением. Лучше всего, если у организации есть своя студия с качественным оборудованием и профессиональной командой, а также прямые контакты с дикторами, которые могут на высоком уровне озвучить персонажей игры или «сделать» фирменный голос для мобильного приложения.

0:00

5:30