Искусство звукового оформления: становление и перспективы саунд дизайна в России

Назад
Искусство звукового оформления: становление и перспективы саунд дизайна в России

Саунд дизайн окружает нас повсюду: дома, на работе, в метро и в самолете, в интернете и на ТВ, в радиоэфире и на театральных подмостках, в компьютерных играх и в наших смартфонах. Даже звуки природы вокруг нас – тоже своего рода саунд дизайн, только не созданный человеком. Хотя современные мастера звукового оформления могут воссоздать атмосферу дождливого осеннего утра или ночных джунглей Амазонки не хуже самой природы. В этом и есть магия саунд дизайна – создавать атмосферу. И еще решать задачи: творческие, технические, коммерческие. Сегодня отдаем должное профессии и разбираемся в звуковом дизайне.

Рождение звука. Откуда взялся саунд дизайн

Если не быть строгими в терминах, то само по себе звуковое оформление появилось лет сто назад. Американский музыкальный редактор Мюррей Спивак занимался обработкой готовых звуковых записей еще в 1930-х годах, когда никто не слышал ни о саунд дизайне, ни даже о звукорежиссуре. Например, звериный рык легендарного Кинг Конга в кинофильме 1933 года Спивак создал сам. Да и на других картинах немало экспериментировал со звуком, смешивая различные записи, обрабатывая их и получая уникальные шумы. Впоследствии саунд дизайн выделили в отдельное направление звукорежиссуры, хотя некоторые полагают, что это довольно скромное определение.

В России одной из первых, кто ввел понятие звукового дизайна в обиход, стала профессор Санкт-Петербургского университета Нина Ивановна Дворко. Будучи доктором искусствоведческих наук, Нина Ивановна еще в 2003 году начала читать курс по саунд дизайну мультимедийных программ. Спустя пять лет подобные предметы начинают вводить и в столичных вузах - в ГИТРе им. Литовчина и легендарном ВГИКе. Примерно в то же время молодой и талантливый композитор и продюсер Василий Филатов создает собственную студию, которая считается первой в России студией саунд дизайна. В 2015 году Василий с единомышленниками открывает Институт звукового дизайна, который проводит обучение по двум направлениям «Саунд дизайн для визуальных медиа» и «Музыкальная звукорежиссура». Этот образовательный проект также стал первым в стране, готовящим профильных специалистов по звуковому дизайну. Это стало необходимым, поскольку в России профессия саунд дизайнера была уделом одиночек и энтузиастов без специального образования. Начиная с середины 10-х годов XXI века саунддизайн наконец по праву встает на широкие рельсы.

Как звучит дизайн и кто дизайнит звук

Если говорить о саунд дизайне простыми словами, то это создание звука. Хлопок в ладоши, всплеск воды, барабанная дробь, шуршание бумаги, насвистывание - всё это, записанное на носителе, может стать элементом саунд дизайна конечного продукта. Если брать шире, то звуковой дизайн - это ремесло на стыке творчества и технологий. Это не просто выбор подходящего звука, шума или фона. Это масштабная комплексная работа по созданию, обработке и записи звука, работа с различными носителями, с акустическими характеристиками, синтез уникальных шумов, точный выбор звукового оформления под конкретный формат и задачу. Словом, саунд дизайн столь же многогранен и сложен, как и любой другой дизайн - промышленный, продуктовый, интерьерный, ландшафтный. И его возможности поистине велики.

Сферы применения саунд дизайна и без того насчитывают десятки наименований, а с каждым годом их становится всё больше. Конечно, главными потребителями звукового оформления остаются медиасфера и компьютерные технологии:

  • производство фильмов и сериалов;
  • саундтреки;
  • рекламные ролики;
  • телевизионные передачи;
  • радиостанции;
  • аудиологотипы брендов;
  • компьютерные игры;
  • интерфейсы гаджетов;
  • социальные сети;
  • мобильные приложения.

Но это далеко не всё. Вы, например, знали, что саунд дизайнеры поработали и над вашим автомобилем, и над вашей кофемашиной, и даже над вашей «мышкой», сделав для нее тот самый клик. Все смысловые шумы и «звучки», которые сигнализируют об изменениях в работе бытовых приборов и других технических средств, относятся к звуковому оформлению. Между прочим, легендарный бренд Zippo запатентовал свой фирменный щелчок при открывании зажигалки, а его секрет является важнейшей коммерческой тайной компании.

В саунд дизайнеры б пошел – пусть меня научат

Как мы уже говорили, с появлением в России Института звукового дизайна, у людей, стремящихся освоить профессию, появилось большое подспорье. Да и вузы не отстают: в гуманитарных государственных и коммерческих учебных заведениях сегодня часто можно встретить курсы звукового дизайна, как правило, в составе специальности звукорежиссуры.

Проблема в том, что стандарты обучения, скажем, в традиционных вузах малоподвижны, а программа, рассчитанная на пять лет, устаревает уже через год-два, когда это касается технологических сфер. К тому же саунд дизайнер - это большой универсал, который одинаково хорошо должен владеть инструментами работы со звуком, сведением, мастерингом, синтезом, иметь навыки композитора и аранжировщика, звукорежиссера и даже инженера. Посмотрите примеры того, как это делают профи.

Профессионалы в сфере звукового дизайна в один голос говорят, что самое важное в их работе – постоянная практика. Здорово, когда есть время и деньги пройти базовый курс на Нетологии, Skillbox или GeekBrains, но для конкурентной работы этого явно недостаточно. Кстати, для любителей поковыряться в теории Василий Филатов составил отличный список полезной литературы по саунд дизайну. Но, повторимся, здесь важнее практика - работы в редакторах, наслушанности, музыкальной обработки - то, с чем каждый саунд дизайнер обязательно столкнется в профессиональной деятельности. Не стоит забывать, что саунд дизайнеру приходится иметь дело с огромным количеством софта, который так же нужно знать как свои пять пальцев и владеть им, как виртуоз своим инструментом. Поэтому мануалы и видеокурсы по программным продуктам - абсолютный мастхэв для начинающего «саунддиза».

Что ждет саунд дизайнера завтра

Сразу стоит сказать, что саунд дизайнер, как и представитель любой другой профессии в сфере медиатехнологий, будет чувствовать себя прекрасно еще очень и очень долго. Сфера применения навыков звукового оформления растет, инструментарий расширяется, а технологии становятся всё доступнее. А главное, что работа в саунд дизайне не имеет географических границ, и уже сейчас многие профи, как их коллеги из ИТ-сферы, могут работать из любой точки земного шара.

Основным локомотивом саунд дизайна остаются киноиндустрия и компьютерные технологии. Производство блокбастеров требует огромных усилий в создании спецэффектов и звукового оформления, а сфера интерактивного саунд дизайна захватывает всё подряд – от видеоигр и мобильных приложений до аудиокниг и инсталляций с дополненной реальностью. Специалисты, которые умеют решать сложные технические задачи и делать это еще и творчески, будут востребованы еще долго (пока нейросети нас всех не заменят, шутка!) При этом надо понимать, что владение набором инструментов не сделает из вас высокооплачиваемого специалиста, поскольку, как и во многих других сферах, в саунд дизайне имеет значение комплексный подход - от создания концепции будущего проекта до продвижения личного бренда саунд дизайнера. Поэтому собираясь в путь к профессии саунд дизайнера, помните, что он может быть долгим и уж точно не будет легким.

0:00

5:30