По классике: кому принадлежат права на классическую музыку и почему за Чайковского можно получить штраф

Назад
По классике: кому принадлежат права на классическую музыку и почему за Чайковского можно получить штраф

Мы уже как-то привыкли к тому, что классическая музыка вовсю эксплуатируется бизнесом, рекламой, блогерами, телевизионщиками. Некоторые даже думают, что “Лунная соната” Бетховена и “Турецкий марш” Моцарта - это народные произведения, “Каприс №24” Паганини - официальный саундтрек сериала “Бригада”, а “Венгерский танец” Брамса вообще рингтон для телефона. И тем не менее это авторские произведения, которые являются интеллектуальной собственностью, а значит, и права на классическую музыку так же охраняются законом.

Бессмертное право: срок действия авторских прав

Авторское право как объект гражданских взаимоотношений имеет свой срок, который закрепляется в соответствующих законодательных документах. В нашей стране, например, вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом РФ, который устанавливает срок действия исключительных прав на произведение на период жизни автора и 70 лет после его смерти. По истечении данного срока, если у автора нет законных наследников или они не изъявили такого желания, произведение переходит в категорию народного достояния. Вместе с этим часть прав остается за автором навсегда, как то: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Иными словами, “Сказка о рыбаке и рыбке” написана А.С. Пушкиным и даже спустя 1000 лет в этой книге не появится новый персонаж.

В странах мира срок действия исключительных прав варьируется. К примеру, Бернская конвенция, в которую входят почти все страны ЕС и США, устанавливает срок в 50 лет, однако ряд европейских стран увеличили его до 70 лет изменением внутреннего законодательства. В большинстве африканских стран срок составляет 50 лет, в некоторых странах Латинской Америки - до 80 лет, а самый долгий срок действия прав установлен в Мексике - 100 лет.

Согласно закону, принятому в нашей стране, по истечении срока действия исключительных прав произведение переходит в общественное достояние и может использоваться кем угодно и как угодно. Однако ситуации, когда человек использовал вроде бы всенародно доступное произведение, а ему “шьют” нарушение авторских прав, по-прежнему нередки. Разберемся, почему так происходит.

Это просто смежно!

Вопрос нарушения авторских прав на так называемые старые произведения особенно актуален для классической музыки, которую в наше время любят использовать в коммерческих целях. При этом многие думают, что это можно делать бесплатно и очень удивляются штрафам и блокировкам. Лезут в интернет, ищут статьи на тему “Есть ли авторские права на классическую музыку”, находят статью кодекса о сроке действия таких прав и всё равно недоумевают.

Если читать закон внимательно, то можно увидеть, что помимо исключительных авторских прав, существуют еще и смежные права. И вот они-то чаще всего и становятся камнем преткновения для желающих использовать классику в своих целях. Смежное право, а именно право на исполнение произведение - это отдельный объект, охраняемый законом. В соответствии со статьей 1318 ГК РФ, срок действия исключительных прав на исполнение произведения, составляет 50 лет с момента записи фонограммы. Чаще всего именно на этом пункте и ловят незадачливых нарушителей ушлые правообладатели из числа крупных лейблов и студий. К примеру, музыка Чайковского принадлежит людям. А вот права на музыку Чайковского в исполнении Дениса Мацуева принадлежат Денису Мацуеву и его менеджменту. Не на музыку вообще, а на “музыку в исполнении”, то есть на запись конкретного концерта в исполнении конкретных музыкантов.

Как это работает? Композитор, живший 200 лет назад, пишет кантату. Академический оркестр спустя 150 лет ее исполняет, а студия записывает этот концерт на пленку. Таким образом, фонограмма становится интеллектуальной собственностью оркестра и студии, при этом кантата остается общественным достоянием. И когда человек, скажем, для своего ролика на Ютубе берет запись, сделанную студией, он естественным образом налетает на блокировку за нарушение. Поскольку авторские права на классическую музыку не подразумевают права на фонограмму этой музыки, если конечно, с момента записи не минул установленный законом срок. Фонограмма - отдельный продукт интеллектуального труда, об этом надо помнить.

Как по нотам: где взять бесплатную классическую музыку

Отвечая на вопрос, так есть ли права на классическую музыку, и что это значит, говорим: есть. И права, нарушить которые практически невозможно, касаются самого произведения, то есть его нотной записи. Иными словами, по прошествии 70 лет со смерти автора (а для классики этот срок уже вышел) вы можете свободно исполнять любимое произведение, записывать его и использовать в любых, даже самых что ни на есть коммерческих целях. Но если захотите взять готовую запись, то будьте осторожны! Это не ноты, это - фонограмма. Она кем-то записана, и скоре всего, у нее есть издатель, которые всё еще владеет правами именно на эту запись и на это исполнение произведения.

Отчаиваться не стоит - достать фонограмму классики, даже бесплатную, можно. Например, в тех же бесплатных фонотеках, где размещают музыку с открытой лицензией. Там вполне можно встретить и всемирно известные мелодии, правда, качество исполнения обычно оставляет желать лучшего. Ведь это всё-таки классика. Один из вариантов - собрать ансамбль и записать нужное произведение со своими музыкантами на студии. Страшно подумать, сколько времени и денег это может стоить, не говоря уже о поиске подходящих исполнителей. В таком случае лучше обратиться в профильное агентство, у которого есть ресурсы для подобной профессиональной записи. Если повезет, то нужную мелодию можно найти в лицензионной библиотеке музыки. По крайней мере, за свои деньги вы получите достойный результат и юридическую защиту.

Классическая защита от дурака

Любопытно, что именно с музыкальной классикой чаще всего связаны истории блокировок различными онлайн-платформами и вообще нелепые с правовой точки зрения казусы. Первым номером в списке незаконных блокировок значится, конечно, Ютуб с его всевидящим оком Content ID. Проблема этого цифрового идентификатора, что его алгоритмы весьма хреново прямолинейно работают с музыкой, не разбираясь в нюансах исполнения. Из-за этого пользователи часто получают предупреждения и баны за якобы нарушение авторских прав на запись, хотя человек выложил видео, на котором сам сидит и “пилит Шопена” на скрипке.

Что тут говорить о классической музыке, если однажды Ютуб пытался оштрафовать человека за неправомерное использование…тишины! Речь, конечно, о нашумевшей истории блогера Себастьяна Томчака. В 2018 году в своем блоге о технологиях он выложил 10-часовую запись “белого шума”, который записал сам. Каково же было его удивление, когда спустя некоторое время он получил сразу пять (!!!) страйков от “правообладателей” за нарушение авторских прав. История закончилась для Томчака хорошо: испугавшись огласке и вниманию интернет-сообщества, которое привлекла эта история, Гугл отказался от претензий, а Себастьян получил несколько десятков тысяч новых подписчиков.

Эта история лишний раз подтверждает, что даже соблюдение авторских прав не гарантирует того, что до вас никто не докопается. Но в случае с правомерным использованием чужой интеллектуальной собственности хотя есть возможность доказать свою невиновность. А вот будучи нарушителем, шансов нет никаких.

Пользуйтесь легальной музыкой!

0:00

5:30